Часть 1

Берлиоз и Иван Бездомный знакомятся с иностранцем, этот иностранец был не кто иной, как Воланд. Воланд рассказывает о допросе и осуждении арестанта Га-Ноцри Пон- тием Пилатом: прокуратор знакомится с избитым арестан­том, который к каждому обращается «добрый человек». Того арестанта обвиняют в бродяжничестве, в подстрека­тельстве на бунт. Иешуа Га-Ноцри из города Гамалы отри­цает свою вину и рассказывает о Левии Матвее. Бывший сборщик податей последовал за Га-Ноцри и стал записывать за ним все его слова и действия. Прокуратор страдает от головной боли, поэтому допрос такого арестанта является пыткой и для него. Иешуа сказал, что боль исчезнет, и это действительно произошло. Пилат решает, что арестант яв­ляется врачом, но Га-Ноцри отрицает. После допроса Пилат хочет спасти Га-Ноцри, но в качестве доказательства вины обвиняемого секретарь подает Пилату донос. Этот перга­мент написан Иудой из Кириафа. Прокуратор понимает, что обвинение в покушении на власть кесаря означает смерт­ный приговор для любого человека, но все же пытается за­ступиться за Иешуа перед Синедрионом. Обычай позволяет спасти одного из приговоренных, и Пилат намекает Кайфе, первосвященнику иудейскому, что нужно дать свободу Га- Ноцри. Но Кайфа даже после троекратного обращения Пи­лата дарует жизнь преступнику Вар-раввану. Прокуратор и священник спорят, но приговор уже вынесен. Прокуратор объявляет народу, что Вар-раввана отпускают. Готовится казнь Дисмаса, Гестаса и Га-Ноцри.

Также странный иностранец пророчествует смерть Бер­лиоза и сумасшествие Ивана. Берлиоз попадает под трам­вай, ему отрезает голову. Иван бежит за незнакомцем, ми­стическим образом попадая в различные места Москвы. В это время из-за отсутствия Берлиоза заседание членов МАССОЛИТа откладывается. Оно перетекает в ужин в зна­менитом ресторане Грибоедова. Перед жующей публикой появляется Иван в исподней и с иконой в руках. Все счита­ют, что он сошел с ума, его отправляют в психиатрическую клинику, где ему ставят диагноз шизофрения.

На следующее утро в другой части Москвы Степа Лихо­деев, директор варьете, страдает от похмелья после ночных гу­ляний. Когда Степа просыпается, он видит, что в его комнате сидит незнакомый ему человек (это был Воланд). Этот незнакомец показывает Лиходееву уже подписанный контракт на выступления в театре. Степан становится свидетелем появле­ния кота, регента, Азазелло. «Маг» и его свита решают жить в квартире Лиходеева и Берлиоза. В результате такого реше­ния Воланд и его свита выкидывают Степу из Москвы в Ялту.

Иван Бездомный знакомится с профессором психиа­трии Стравинским, который обещает ему полное выздоров­ление. В этот же день Никанор Иванович Босой проверяет «нечистую» квартиру Лиходеева и Берлиоза, обнаруживает там иностранцев, получает от них взятку за их проживание в квартире. Однако через некоторое время ее изымают пред­ставители контролирующих органов госбезопасности, при­чем в свертке сумма не в рублях, а в валюте.

Степа Лиходеев шлет из Ялты телеграммы на имя фи­нансового директора варьете Римского. В них он просит удостоверить его личность, а также денег на обратную доро­гу. Римский и Варенуха принимают все за пьяную шутку, однако после длительной телеграфной переписки требова­ния Степана выполняются. Римский посылает Варенуху от­нести телеграммы в надлежащую инстанцию. Администра­тор очень энергично берется за выполнение плана, однако останавливается свитой Воланда и после укуса рыжей деви­цы становится вампиром.

Иван Бездомный борется с самим собой, не зная, что вы­брать — свою правду или общую слепоту. Во время пребы­вания в клинике Иван знакомится с мастером, пациентом из соседней палаты. В городе проходит сеанс черной магии. Римский знакомится с магом и его помощниками. Представ­ление начинается с выступления Бенгальского, знаменито­го конферансье. Воланд осматривает горожан, размышляя вслух об изменениях горожан. Фагот и кот показывают фо­кусы. В качестве одного из номеров Фагот вызывает денеж­ный дождь. Бенгальский пытается вставить свои коммента­рии, и Бегемот отрывает ему голову. После просьб о милосер­дии голова приставляется обратно. У Бенгальского случает­ся припадок, и его увозят в больницу.

В варьете продолжается программа сеанса черной магии, и теперь на сцене открывается роскошный дамский магазин. Рыжая девица бойко зазывает женщин обменять свои предметы туалета на новые. Женщины выбирали и платья, и пи­жамы с драконами, и туфли, получая в подарок духи. После этого представления Аркадий Аполлонович Семплеяров на­стаивает на разоблачении техники фокусов. Фагот разобла­чает самого Семплеярова, рассказывая о его связи с артист­кой. Происходит потасовка, звучит марш, сеанс окончен.

В психиатрической клинике Иван рассказывает об ино­странце своему гостю. Мастер рассказывает Ивану свою историю — о работе в музее, о выигрыше в лотерею. После получения денег он стал писать роман о Понтии Пилате. Его квартирка располагалась в подвале маленького домика, но очень нравилась своему хозяину. Мастер рассказал Ивану

о          знакомстве с женшиной — она несла желтые цветы, а по­сле разговора с мастером выбросила их и пошла с ним ря­дом. Любовь выскочила перед ними, как убийца, молния, финский нож, и поразила обоих. Эта женщина стала тай­ной женой мастера, и он всегда ждал ее прихода. Мастер пи­сал роман, она шила ему шапочку и подгоняла его работу. После того как в августе работа над романом была законче­на и первые экземпляры попали в руки редакторов, в прессе появились разгромные критические статьи. Особенное вни­мание мастер обратил на статьи критика Латунского.

Мастер рассказывает Ивану о своем новом друге, кото­рый появился в то время. Его звали Алоизий Могарыч. Че­рез некоторое время после знакомства с этим человеком ма­стер попадает в психиатрическую клинику.

Римский понимает, что одним сеансом дело не закон­чится. На улице у многих женщин исчезают вещи, которые они выменяли у Фагота. В его кабинет проникает Варенуха, рассказывает странные истории о Степе Лиходееве, и Рим­ский понимает, что администратор не отбрасывает тени. Ва­ренуха и Гелла угрожают Римскому, но тут вовремя раздал­ся радостный крик дрессированного петуха. Нечисть выле­тает в окно, седой Римский спешно уезжает из города.

В психиатрическую клинику попадает Никанор Ивано­вич Босой, председатель домкома. Ему снится сон о собра­нии, в котором всем предлагают сдавать валюту.

Казнь троих приговоренных должна была произойти на Лысой Горе. Левий Матвей вместе со всеми присутствует на месте исполнения приговора, планируя избавить Иешуа от мучений ударом ножа. Но Левий опоздал. Иешуа Га-Ноцри был распят первым. После окончания казни Левий Матвей забирает тело Иешуа.

На другой день после сеанса в варьете весь город взвол­нованно обсуждал события. Пропала вся администрация варьете — Римский, Варенуха, ЛихОдеев. Бухгалтер Васи­лий Степанович поехал сдавать кассу на такси, пошел с до­кладом к председателю Зрелищной комиссии, но увидел там пустой костюм. Секретарша Анна Ричардовна расска­зывает, что Прохор Петрович исчез после визита толстяка с кошачьей мордой. Бухгалтер решает поехать в филиал Ко­миссии, но там поют песни и не могут остановиться. Ему объясняют, что приходил тип в клетчатом пиджаке. Васи­лий Степанович добирается до финзрелищного сектора, но его арестовывают — в пакете лежали доллары, фунты, гуль­дены и т. д.

В это самое время из Киева приезжает дядя покойного Берлиоза — Поплавский. Он торопится в квартиру, чтобы вступить в права наследования. В квартире встречает Коро- вьева, разговаривает с котом. Кот настоятельно рекоменду­ет Поплавскому возвратиться в Киев. Поплавский вылетел из квартиры. К Воланду приходит буфетчик из варьете, он жалуется на поддельные деньги. Коровьев и Воланд говорят ему, что ему осталось жить лишь 9 месяцев. После посеще­ния нехорошей квартиры он обращается к лучшим специа­листам по лечению печени, попадает на прием к профессо­ру Кузьмину.

Часть 2

Женщину мастера звали Маргаритою Николаевной. Она была красива и умна. Она была замужем за хорошим человеком, которого уважала, но не любила. Вместе с му­жем она жила в доме возле Арбата. В ее жизни не было сча­стья до тех пор, пока она не встретила мастера и не полюби­ла его. Ей снится сон о мастере, и она просыпается с пред­чувствием, что что-то произойдет. Ее домработница, Ната­ша, рассказывает о вечерних происшествиях после сеан­са, но Маргарита не верит. Она едет гулять и встречается с рыжим типом, который декламирует отрывки Его рома­на и обещает ей вести от Него, мастера. Но ценой за услуги будет посещение иностранца, который недавно прибыл в го­род. Она соглашается ехать к иностранцу в гости, и Азазелло дает ей крем. Вечером она мажет тело этим кремом и мо­лодеет на глазах. Тело ее становится невесомым. Она пишет записку мужу и следует инструкциям Азазелло. На поло­вой щетке Маргарита совершает полет по ночному городу. В «Доме Драмлита» она уничтожает все в квартире критика Латунского, который в это время хоронил Берлиоза.

После этого Маргарита успокаивается и вылетает из го­рода. Ее догнала Наташа, которая, расшалившись в спаль­не после отлета хозяйки, намазалась сама остатками крема и мазнула соседа Николая Ивановича. Теперь она, совер­шенно нагая, летела на борове с портфелем. Маргарита решила искупаться в реке. При помощи нового знакомого толстяка ее сажают в буланую машину с шофером-грачом, и она попадает в Москву, на улицу Садовую, в квартиру Берлиоза. Там она знакомится с Коровьевым. Он объясняет ей, что ежегодно мессир дает весенний бал полнолуния, или бал ста королей. Ему нужна хозяйка, и это — она. Марга­рита входит в комнату Воланда, который играет в шахма­ты с Бегемотом. Воланд показывает ей свой глобус и своего Абадонну.

Маргариту наряжают и отправляют на бал. Она прини­мает гостей, улыбаясь каждому. Коровьев рассказывает их истории. История Фриды привлекает внимание Маргариты больше, чем все остальные. Фрида убила своего ребенка, за­душив платком, и с тех пор каждый дех ь находит его на сто­лике. Маргарита на правах хозяйки вь держивает все при­кладывания к руке и колену, делает несколько выходов. После бала Воланд весело ужинает со своей свитой, а Мар­гарита вместо просьбы о мастере просит за Фриду. Ее прось­бу удовлетворяют и дают шанс еще раз что-то попросить. Она требует, чтобы ей вернули ее любовника, мастера. И его доставляют прямо из палаты душевнобольных. Мастеру возвращают рукопись и освобождают комнату от Алоизия Могарыча в переулке на Арбате. Воланд дарит Маргарите золотую подкову. Город Ершалаим терзает ураган. Прокуратор разговари­вает с человеком в капюшоне, который сообщает прокурато­ру, как прошла казнь Иешуа. Прокуратор предлагает Афра- нию заняться охраной Иуды из Кириафа, говоря, что имеются сведения, будто на Иуду нападут единомышленники Иешуа.

Афраний целенаправленно ходит по городу, вызывает Низу. Она выскользнула из домика и встретилась с Иудой. Назначив ему свидание, Низа ушла. Иуда в нетерпении вы­ходит за городские ворота, и его убивают.

Прервав беспокойный сон прокуратора, Афраний до­кладывает ему об убийстве Иуды. К сожалению, он ничего не смог сделать, чтобы спасти Иуду. Также в докладе упо­минается о кошельке с тридцатью тетрадрахмами, кото­рый Иуда получил от Каифы и который вернулся к перво­священнику. Также Афраний рассказывает Пилату о том, что нашли Левия Матвея рядом с телом Га-Ноцри в пещере и разрешили ему участвовать в погребении арестанта.

Пилат встречается с Левием Матвеем. Последний от­дает прокуратору свиток пергамента, на котором записаны слова Иешуа. В разговоре с Левием Пилат признается, что это он приказал убить Иуду. Левий Матвей злится, что ему не удалось сделать это самому, Пилат отнял у него это пра­во. Ведь именно Левий больше всех любил Иешуа. Пилат говорит, что не он один.

А в это время в Москве расследуют дело Воланда. Пока­зания Семплеярова значительно помогли следствию, квар­тиру обыскивали и не раз, но ничего не удалось обнару­жить. Прохор Петрович вернулся в свой костюм, Римского разыскали в Ленинграде. Следователи приходили и к Ива­ну Бездомному, не он больше не интересовался произошед­шим на Патриарших прудах. Прилетел из Ялты Лиходеев, после двух дней отсутствия был арестован Варенуха. Марга­рита и Наташа были объявлены в розыск.

В обед в квартире Лиходеева хотели поймать кота с при­мусом. Его пытались ловить сетью, но он сбежал на крышу, предварительно поджег квартиру.

Последние похождения Коровьева и Бегемота начались в помещении Торгсина. Там Бегемот начал есть мандари­ны, шоколад, селедку. Затем они идут в «Грибоедов», где их

сначала не пропускают, а затем, по личному указанию Ар­чибальда Арчибальдовича, потчуют от души. Ресторан сго­рает так же, как и квартира на Садовой улице.

Воланд встречается с Левием Матвеем. Левий переда­ет пожелание Иешуа, чтобы и мастера, и Маргариту Воланд взял с собой и наградил покоем. Азазелло отправляется к влюбленной паре и подает им отравленное вино. Маргари­та обвиняет Азазелло в отравлении. Но это была лишь фи­зическая смерть. Перед отъездом все трое сжигают кварти­ру мастера. Мастер прощается с Иваном Бездомным, и вся компания улетает прочь из города. В полете внешность всех членов группы меняется. Мастеру разрешают освободить Понтия Пилата. Пара нашла свой вечный дом.

Профессор Иван Николаевич Понырев — тот самый Иван Бездомный — теперь сотрудник института истории и философии. Он тяжело болен, и в ночь полнолуния его будит одно и то же. Ему снится лунная дорога, по которой идут двое: человек в белом плаще с кровавым подбоем и мо­лодой человек в хитоне и с изуродованным лицом. Они раз­говаривают, а за ними идет большой остроухий пес. И тогда лунная река разливается, от нее исходит свет, в котором по­является красивая женщина, ведущая за собой обросшего бородой человека. Иван протягивает к нему руки и говорит: «Так, стало быть, этим и кончилось?» Человек подтверж­дает, что да. А женщина целует Ивана в лоб. И тогда Иван спит безмятежным сном, и до следующего полнолуния его не потревожит никто. «Ни безносый убийца Гестас, ни же­стокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат».

 

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: