1. Хорь и Калиныч

Автор начинает повествование со сравнения орловских и калужских мужиков, однако следом приводит пример того, как в одном месте могут жить совершенно разные люди, меж­ду которыми в придачу установились весьма дружественные отношения. В Жиздринском уезде Калужской губернии рас­сказчик познакомился с мелким помещиком Полутыкиным. Они оба были страстными охотниками. Тот пригласил авто­ра к себе в гости, а поскольку дорога до дома была длинной, то оба охотника договорились переночевать у одного из му­жиков Полутыкина — крепкого крестьянина Хоря. Поме­щик не застает мужика дома, только нескольких из многих его сыновей. Автора немало удивило, что Хорь живет особ­няком от остальной деревни. Выясняется, что это очень со­стоятельный мужик и платит хороший оброк, не думая даже о том, чтобы откупиться от барина. На следующий день ав­тор знакомится с крестьянином Калинычем, помогающим своему барину на охоте. Этот человек оказался полной про­тивоположностью Хорю. Велико же было удивление Турге­нева, когда он узнал, что Хорь и Калиныч друзья: автор сам стал свидетелем, как Калиныч принес Хорю земляники уго­ститься и завел с ним душевный разговор. Хорь был челове­ком практичным, реалистом, умел жить. Калиныч оказался больше идеалистом-романтиком, он не умеет добывать день­ги, был близок к природе. Хорь несколько подтрунивает над бедностью Калиныча, однако ценит его познания, касающи­еся пчел, лошадей, охоты и т. д. Эти люди удачно дополняли друг друга в своих качествах; во время отъезда автор расста­вался с ними с сожалением.

    2. Однодворец Овсянников

Словно в далекое прошлое заглянул автор, пообщавшись с однодворцем Лукой Петровичем Овсянниковым — • пол­ным мужчиной 70 лет. Прямодушный и упрямый, он напо­минал размеренностью своей жизни и степенностью пове­дения старинных бояр, хотя и был проще, а также брил бо­роду. К удивлению автора, помещик отнюдь не хвалил ста­рую жизнь, справедливо полагая, что мелкому хозяину и в те времена доставалось ничуть не меньше от зазнавшихся бо­гатеев, чем сейчас. Многие воспоминания, в том числе о де­душке автора, Овсянникову неприятны: «теперь не увижу, чего в молодости насмотрелся». Если и было чего хороше­го в старых временах, так это то, что большие люди умели жить с размахом. Важные дворяне так и вовсе были просты­ми в обхождении и запросто со всеми общались. Таков, на­пример, был граф А. Г. Орлов-Чесменский. Старичок хвалит нынешних молодых дворян за «то, что прежних порядков не любят». Однако понять новую жизнь Овсянников все рав­но не в силах. Непонятен ему сосед Любозвонов — умный, книжки читает, а рядится в кучерскую рубаху и заставляет крестьян песни петь, словно дикий барин: говорит, дескать, любит все русское. Непонятен и собственный сын: Дмитрий Овсянников утверждает, что все люди должны помогать друг другу, и вечно из-за этого попадает в истории. Автор показал бессмысленность интеллектуальных исканий дворян нового типа, не знающих подлинной народной жизни.

    3. Льгов

В рассказе показаны судьбы крепостных, не нашед­ших себя в этой жизни. Автор описывает двух своих помощ­ников, с которыми ходил охотиться на уток подо Льговом. Один из них — молодой человек, представившийся «охот­ником Владимиром». Это бывший дворовый с излишне кра­сивой, напыщенной речью. Когда Владимир ищет для бари­на лодку, они встречают старичка Кузьму, более известного под прозвищем — Сучок. Разговорившись с Кузьмой, автор узнал, что тот сменил уже немало профессий: бывал и куче­ром, и поваром, и садовником, и доезжим на охоте, и сапож­ником, и «кофишенком» (кто это, осталось для автора загадкой), и даже «ахтером на кеятре». Теперь Сучок — рыболов, хоть в заболоченных прудах и рыба перевелась. Владимир относится к Кузьме с презрением и иронией, однако сам ока­зывается столь же непутевым и мало на что годным. Оба они только мешали охоте и под конец потопили лодку.

    4. Бежин Луг

Во время охоты на тетеревов в Чернском уезде Туль­ской губернии автор заблудился в лесу. Он долго ходил по лесу, пока к ночи не вышел на огромную равнину, окру­женную обрывистыми холмами, — Бежин Луг. Здесь он за­метил в сгущавшейся темноте огонек костра и последовал туда. Вокруг костра он увидел крестьянских детей, пяте­рых мальчиков, которых звали: Федя (самый старший, око­ло 14 лет), Павлуша и Ильюша (по 12 лет), Костя (Юлет) и Ваня (7 лет). Автор попросил заночевать с ними у костра и, расположившись неподалеку, стал внимательно вслуши­ваться в разговоры детей. Мальчики рассказывали друг дру­гу страшные истории — о домовом, о русалках и т. д. Спу­стя некоторое время собаки мальчиков подняли лай и убе­жали в темноту. Павлуша вскочил на коня и поскакал за ними, поглядеть, что стряслось. Вскоре он вернулся и спо­койно сообщил, что, наверное, волки вокруг ходят, но их бояться не нужно. Павлуша понравился автору. Здесь этот смелый и разумно рассуждающий мальчик — душа компа­нии. Дети еще какое-то время поговорили, затем заснули. На рассвете автор проснулся одновременно с Павлушей: по­прощавшись с ним, писатель пошел искать дорогу назад. С сожалением Тургенев сообщает о том, что Павел в том же году умер, упав с лошади.

    5. Касьян с Красивой Мечи

Как-то возвращаясь с охоты, автор приметил похорон­ную процессию. Кучер признал родственников покойного: оказалось, что хоронят Мартына-плотника. У барской те­леги в это время сломалась ось, в чем кучер увидел след­ствие появления покойника. Автору пришлось добирать­ся до Юродиных выселок, чтобы найти новую ось. Здесь он толкнулся в первый же дом и обнаружил там старичка-карлика, который долго отказывал помочь, а только ру­гал барина за то, что по зверям стреляет. Наконец согла­сился отвезти на ссечки на своей телеге. Кучер узнал ста­рика — это некий Касьян, которого все считают лекарем. Касьян пробовал лечить и Мартына-плотника. Кучер не без иронии напомнил старику об этом. Доехав на ссечки, автор купил у приказчиков годную ось и пошел поохотиться. Ка­сьян увязался за ним. Поначалу старичок собирал в лесу травы, затем опять принялся говорить о том, что человек должен питаться хлебом и ручной скотиной, а не убивать диких зверей и птиц. Речь Касьяна звучала «обдуманно-­торжественно», и автор удивлялся: простолюдины и крас­нобаи так не говорят. Как оказалось, Касьян живет тем, что ловит соловьев для забавы. Работник из него плохой, по­скольку руки «слабые да глупые». Между тем крестьянин он грамотный. У него на попечении сирота Аннушка — де­вушка лет 13, которую он зовет родственницей. Прощаясь с автором, Касьян просит у него прощения за то, что загово­рил ( «отвел») дичь, поэтому барин ничего не поймал. Автор не стал с ним спорить, а от кучера потом услышал, несмо­тря на иронические заметания, что старичок этот — чело­век необыкновенный и даже «несоразмерный».

    6. Бурмистр

Автор посетил соседа, живущего в пятнадцати верстах от его имения. Это Аркадий Павлович Пеночкин, офицер в от­ставке, человек рассудительный и положительный, мастер играть в карты, завиднейший жених в губернии. Офицер, едва ли не беспрестанно пересыпающий речь французскими словами, становится неприятен автору сразу же, как только он отдает «деликатный» приказ наказать камердинера за хо­лодное вино: «Насчет Федора… распорядиться». Пеночкин сокрушается из-за отмены барщины, однако следом хваст­ливо заявляет, что крестьян обложил таким оброком, что те едва концы с концами сводят. Из самого помещика управи­тель, как выясняется, плохой: хозяйство держится стара­ниями бурмистра Софрона, который вместе с женой и ока­зывается мастером выбивать из крестьян непомерный оброк. Вся округа боится Софрона, а отставной офицер на него не нахвалится. В присутствии автора к Леночкину является не­кий крестьянин Антип с жалобой на зверства бурмистра, но офицер и слушать не желает жалобщика. Кучер после сооб­щает автору, что жалобщикам теперь ждать большой беды, а также что вся округа зовет бурмистра «собакой».

    7. Бирюк

Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали его Фома Кузьмич, прозвище он имел Бирюк. Автор уже был о нем наслышан. Мужики считали, что не сыщется боль­ше такого мастера своего дела: он неизменно вылавливал тех, кто воровал барский лес и никакими посулами или угрозами нельзя было его пронять. Бирюк один растит дво­их детей, живущих с ним в избушке. Жена от него сбежа­ла с проезжим мещанином. Выходя во двор, чтобы прове­рить барскую лошадь, Бирюк услыхал, как в лесу рубят де­рево, и поспешил на звук топора. Крестьянина-вора удалось поймать. Тот принялся просить Бирюка отпустить его, жа­луясь на крайнюю бедность, но лесник остался непрекло­нен. Тогда разозлившийся с досады крестьянин принялся обзывать Бирюка кровопийцей, губящем голодных людей. Фома не вытерпел и вытолкал мужика из избы, велев уби­раться подобру-поздорову и больше не попадаться на воров­стве. Автор приятно удивился такой справедливости лесни­ка и проникся большим уважением к этому человеку.

    8. Два помещика

В этом рассказе автор дает два портрета помещиков — людей малопривлекательных, но именно поэтому и приме­чательных как характерные типажи провинциального дво­рянства. Один из них — генерал-майор Вячеслав Илларио­нович Хвалынский. Это толстый и рослый мужчина, харак­терной особенностью которого является манера говорить, проглатывая звуки, а то и слова. Чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем менее разборчива речь поме­щика по отношению к нему. Иных низших Хвалынский во­все не замечает или же говорит с ними голосом перепела. Он крепкий хозяин и весьма неприятный в общении, так что в округе его многие боятся.

Другой помещик — Мардарий Аполлонович Стегунов. Это низенький старичок, пухленький и лысый. Он нику­дышный хозяин. С Хвалынским его сближает лишь то, что оба они холостяки. Зато Стегунов, хотя и следит за имением поверхностно, умеет сохранять среди крестьян «дисципли­ну». Он обожает сурово наказывать своих мужиков за раз­ные провинности и очень радуется каждой экзекуции. Кре­постные же считают барина справедливым и уверяют всех, что наказываемы им исключительно за дело. «Вот она, ста­рая Русь!» — таким сокрушенным восклицанием в адрес мужиков Стегунова завершает свой рассказ Тургенев.

    9. Певцы

Прелюбопытные крестьянские типы привлекли вни­мание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находит­ся кабак «Притынный», который славится на всю округу и собирает больше всего народу, но не из-за цен. Славой сво­ей питейное заведение обязано целовальнику Николаю Ива­новичу, который завел порядок угощать водкой или вином сельских певцов. Многие мужики собираются в кабаке не столько ради выпивки, сколько ради того, чтобы спеть са­мим или послушать других. Автор знакомится здесь с глав­ными певунами округи — Обалдуем, Моргачом, Яковом- Турком, Диким-Вариным. Это совершенно разные люди и с виду, и по натуре. Всех их объединило совместное пение, которое стало частью их жизни. Автора немного забавляет то, сколь серьезно они относятся к каждой песне, как дол­го они приступают к пению. Однако он видит, что это важ­но для мужиков. И даже мальчишки в их семьях сообща­ют друг другу о предстоящей порке, напевая. После зна­комства с певцами у автора остается ощущение, что много­го удивительного не видал он еще на Руси.

    10. Лес и степь

В этом рассказе дается картина дикой природы, кото­рую лучше Тургенева никто не описывал. Рассказ состоит из нескольких поэтических зарисовок, описывающих красоты июльского утра, привлекательность туманного осеннего дня, величие леса поздней осенью, когда прилетают вальдшне­пы. Автор пишет об освещенных солнцем березовых ство­лах, о грандиозном виде с горы на степной простор, о мороз­ном, остром воздухе зимы. В любое время года и в любой час суток русская природа невыразимо хороша. Причем хоро­ша она повсеместно: писателю одинаково милы и лес, и луг, и степь, и холмы, и река. Река манит серебром искр между лозняками. Степь тешит взор безграничностью и необозри­мостью. Лес приятен золотистым голоском малиновки. Этим рассказом автор-охотник заявляет о себе не только как зна­ток человеческой души, но и как певец родной природы.

Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: