Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый и
профильный уровни. Гейн А.Г. и др.


М.: 2012. — 272 с.

Новые учебники «Информатика и ИКТ, 10.
Базовый и профильный курсы» и «Информатика и ИКТ, 11. Базовый и
профильный курсы», созданные авторскими коллективами под
руководством А.Г. Гейна, призваны обеспечить преподавание
информатики в условиях внедрения профильного обучения в
заключительном звене школьного образования. В соответствии с
требованиями федерального компонента Государственного стандарта
общего образования по информатике данный курс состоит из базовой и
профильной частей. В учебнике для 10 класса основное внимание на
базовом уровне преподавания информатики уделяется расширенному
освоению информационных технологий для применения их к решению
разнообразных жизненных задач. Это делает предлагаемый курс
привлекательным для всех учащихся независимо от того, выбрали они
гуманитарное или естественнонаучное направление своего обучения.
Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне,
содержит более глубокое изложение основ теоретической информатики, в
том числе ее различных математических аспектов, таких, как конечные
автоматы, машина Тьюринга, элементы математической логики,
вычислительные методы и т.д.

Формат: pdf
   
   

Размер:
8,5 Мб

Смотреть, скачать: 



docs.google.com




rusfolder.com

 



Оглавление

Уважаемые старшеклассники! 3
Глава 1. Информатика как наука 4
§ 1. Информация 5
§ 2. Информационные процессы 8
§ 3. Язык как средство сохранения и передачи информации 12
§ 4. Универсальность двоичного кодирования 15
§ 5. Информационное моделирование 21
§ 6. Системный подход в моделировании 24
§ 7. Алгоритмы и их свойства 28
§ 8. Формальный исполнитель: автомат 36
§ 9. Универсальный исполнитель 39
§ 10. Основные направления информатики 44
Итоги главы 1 47
Проверь себя 49
Глава 2. Информационная деятельность человека и использование в ней
компьютерных технологий 56
§ 11. Информационные задачи и этапы их решения 57
§ 12. Применение компьютера для решения простейших информационных задач 60
§ 13. Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов
эксперимента 66
§ 14. Алгоритм как форма организации процедурной информации 72
§ 15. Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы 80
§ 16. От переменной к массиву 84
§ 17. Решение уравнений методом половинного деления 86
§ 18. Измерение количества информации 89
Итоги главы 2 96
Проверь себя 97
Глава 3. Моделирование процессов живой и неживой природы 102
§ 19. Моделирование физических процессов —
§ 20. Компьютерное исследование модели движения в среде с сопротивлением 105
§ 21. Моделирование процессов в биологии 109
§ 22. Границы адекватности модели 112
§ 23. Моделирование эпидемии гриппа 116
§ 24. Вероятностные модели 117
§ 25. Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности 120
§ 26. Моделирование случайных процессов 123
§ 27. Метод Монте-Карло 129
§ 28. Еще раз об измерении количества информации 132
Итоги главы 3 138
Проверь себя 140
Глава 4. Логико-математические модели 144
§ 29. Понятие моделей искусственного интеллекта 145
§ 30. Элементы логики высказываний 146
§ 31. Законы алгебры высказываний 151
§ 32. Как построить логическую формулу 155
§ 33. Решение логических задач средствами математической логики 157
§ 34. Реляционные модели 159
§ 35. Функциональные отношения 164
§ 36. Логические функции и логические выражения 167
§ 37. Логика СУБД Access 171
§ 38. Базы знаний и экспертные системы 175
§ 39. Реляционная модель экспертной системы 177
§ 40. Знакомимся с логическим программированием 183
§ 41. Запросы в базе знаний на Прологе 187
§ 42. Встроенные предикаты в логических языках программирования. Простейшие
программы 189
Итоги главы 4 192
Проверь себя 195
Глава 5. Информационные модели в задачах управления 199
§ 43. Что такое управление —
§ 44. Сколько можно взять у природы 202
§ 45. Задача о лесопарке 203
§ 46. Учимся у природы правильной организации управления 206
§ 47. Изучаем системы с обратной связью 209
§ 48. Управление по принципу обратной связи 211
§ 49. Глобальные модели 214
Итоги главы 5 —
Проверь себя 215
Компьютерный практикум 217
Лабораторная работа 1 (к § 5).
Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы 218
Лабораторная работа 2 (к § 6).
Обработка текстовой и графической информации 222
Лабораторная работа 3 (к § 7).
Программирование основных алгоритмических конструкций 224
Лабораторная работа 4 (к § 12).
Фактографическая модель «Класс» 225
Лабораторная работа 5 (к § 12).
Поиск информации в базе данных 227
Лабораторная работа 6 (к § 13).
Компьютерная обработка экспериментальных данных 229
Лабораторная работа 7 (к § 14).
Метод пошаговой детализации 231
Лабораторная работа 8 (к § 15).
Рекуррентные соотношения и рекурсивные алгоритмы 232
Лабораторная работа 9 (к § 16).
Программы для обработки массивов —
Лабораторная работа 10 (к § 17).
Решение уравнений 234
Лабораторная работа 11 (к § 20).
Модель движения в среде с сопротивлением 235
Лабораторная работа 12 (к §21).
Модели неограниченного и ограниченного роста 239
Лабораторная работа 13 (к § 22).
Поиск границ адекватности модели 242
Лабораторная работа 14 (к § 23).
Компьютерная модель эпидемии гриппа 244
Лабораторная работа 15 (к §25).
Проверяем датчик случайных чисел 245
Лабораторная работа 16 (к § 26).
Компьютерная модель системы массового обслуживания 248
Лабораторная работа 17 (к §26).
Моделирование броуновского движения —
Лабораторная работа 18 (к § 27).
Вычисление площадей и объемов методом Монте-Карло. Моделирование случайных
процессов 252
Лабораторная работа 19 (к § 32 и 33).
Компьютерное исследование логических формул 254
Лабораторная работа 20 (к § 37).
Соединение таблиц в Access 255
Лабораторная работа 21 (к § 39).
Создание экспертной системы с помощью Access 257
Лабораторная работа 22 (к § 44).
Управление добычей возобновляемых ресурсов 262
Лабораторная работа 23 (к § 45).
Организация посещений парка 264
Лабораторная работа 24 (к § 47).
Лисы и кролики —
Литература для дополнительного чтения 265
Предметный указатель 266
Ключи к тестовым заданиям 269

Уважаемые старшеклассники!
Вы переступили порог профильной школы и теперь смотрите на свое образование с
учетом выбора дальнейшего профессионального пути. Интересы и глубина
проникновения в предмет зависят от выбранного вами направления. Поэтому в
учебнике материал представлен двумя уровнями — базовым и профильным. Материал
профильного уровня предназначен для тех, кто выбрал математический и
информационно-технологический профили или хочет изучать информатику как
элективный курс в рамках иного профиля. Параграфы, относящиеся к этому уровню,
обозначены рамкой |§ 12|. Впрочем, мы не исключаем, что они будут интересны и
тем, кто не собирается углубленно изучать информатику.
В учебнике, кроме теоретического материала, приводятся описания лабораторных
работ, которые вы будете выполнять в компьютерном классе. Невозможно обучение и
без самоконтроля. Чтобы вы могли осуществлять его, учебник содержит
разнообразные вопросы и задания. Выполняя задания, вы проверите, насколько
хорошо вы научились применять полученные вами знания. Некоторые задания будут
для вас простыми, другие окажутся сложнее. Самые трудные (разумеется, на наш
взгляд) задания помечены знаком *. В конце каждой главы помещен ее конспект,
который призван облегчить вам повторение пройденного, а также приведены тестовые
задания, которые позволят проверить, как вами усвоен материал главы в целом.
В нашей книге, как и в любом учебнике, вам встретятся новые термины. Для
удобства они напечатаны жирным шрифтом. Определения, свойства и правила
заключены в рамку или помечены слева знаком [д]. Заучивать свойства и правила
наизусть совсем необязательно, но важно понимать их смысл и уметь применять на
практике.
Для выполнения лабораторных работ вам будет нужен не только компьютер, но и
комплекс программных средств — так сказать, «компьютерная поддержка» нашей
книги. Описания этих программных средств приведены в учебнике. Но в вашем классе
могут использоваться программы, отличающиеся от описанных в учебнике. В этом
случае учитель объяснит вам, как выполнять лабораторные работы.
Желаем вам успехов в освоении самого современного учебного курса!


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: