Интенсивный
курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в
правилах, алгоритмах и шпаргалках.

Иссерс О.С., Кузьмина Н.А.


М.: Центр тестирования, 2002. — 164с.

В пособии представлены наиболее трудные
правила русской орфографии и пунктуации с комментариями и
инструкциями, облегчающими их запоминание и применение.
Анализируются типичные речевые ошибки. Цель авторов — помочь
выпускникам школ и поступающим в вузы закрепить и усовершенствовать
навыки правописания и подготовиться к централизованному тестированию
по русскому языку. Может быть использовано на уроках русского языка
в средних школах

и гимназиях, а
также для самоподготовки к сочинению и тестированию.

Формат:
pdf / zip

 Размер:
 5
Мб

Скачать / Download файл    

Скачать

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга — итог многолетней работы авторов в
приемной комиссии Омского госуниверситета. Она отнюдь не заменяет учебник
русского языка и не является сводом всех орфографических и пунктуационных
правил. При отборе материала мы стремились прежде всего исходить из точки зрения
школьника или абитуриента, вынужденного в экстремальной ситуации вступительного
экзамена выполнить тестовые задания или написать сочинение, не только
оригинально и глубоко раскрывающее тему, но и достаточно грамотное. Не всем
удается решить эти две задачи с одинаковым успехом. Мы полагаем, что существует
несколько уровней грамотности: первый (он же центральный) обозначен правилами,
нарушение которых дает наибольший процент ошибок. Но и эти немногие правила мы
считали необходимым минимизировать, излагая лишь наиболее важные и бесспорные,
освобождаясь от многочисленных факультативных случаев, не упоминая о вариативных
ситуациях, в которых пишущий волен поступать по своему разумению.

Все эти тонкости и сложности, многочисленные
исключения должен знать учитель, специалист, который периодически освежает их в
памяти, заглядывая в словари и справочники. Таким образом, исходные методические
принципы данного пособия — это типичность и частотность. Поэтому знающие люди
обнаружат многочисленные «умолчания», особенно в области исключений из правил
(едва ли автору экзаменационного сочинения могут понадобиться слова типа
посаженый отец или прощеное воскресенье…). Второй принцип касается способа
изложения материала. Мы старались всеми средствами облегчить запоминание ядерных
правил, организуя их в алгоритмы, схемы и так называемые «шпаргалки», стараясь
«свернуть» правило содержательно и графически. Сокращались также и примеры,
взятые из художественных текстов и учебных пособий. Учитывая, что книга может
служить своего рода самоучителем, мы стремились показать явление более выпукло и
доступно. И, наконец, третий принцип: дать возможность читателю проверить себя и
при необходимости вернуться к недостаточно усвоенному материалу. Каждый раздел
заканчивается упражнением, а в конце книги даны ответы и ключи. Свой уровень
грамотности читатель может проверить при помощи «открывающего» и «закрывающего»
теста.  Мы рискнули, нарушив методические каноны, дать в приложении сочинения «с
неисправленными ошибками», так называемые дефектные тексты. При этом исходили из
убеждения, что осознанная грамотность особенно прочно формируется при проверке
чужих текстов с установкой на поиск ошибки (типичная установка учителя-русиста).
Этот тип заданий (проверь и исправь все ошибки) наиболее соответствует реальной
задаче, стоящей перед абитуриентом, ведь никто не подскажет, где и какого типа
ошибку он допустил; он сам должен знать опасные места текста и уметь их
преодолевать. Особенно важны такие примеры при подготовке к тестированию, так
как один из типов заданий основан именно на умении найти ошибку. Все тесты, а
также большинство упражнений составлены авторами, однако несколько наиболее
удачных упражнений и диктантов заимствованы из различных пособий и сборников
диктантов по русскому языку. Мы понимаем, что в любой книге остается много
недосказанного и, возможно, требующего доработки. Поэтому будем благодарны всем
за отзывы и замечания.

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Вступительный экзамен по русскому языку был и
является камнем преткновения для многих поколений учащихся. Было бы наивно
думать, что небольшая книжка, которую вы держите в руках, способна раз и
навсегда сдвинуть с вашей дороги этот камень. Наша задача значительно скромнее.
Мы хотим помочь тем, кто в основном владеет навыками грамотного письма, повысить
орфографическую и пунктуационную зоркость. Каким образом? Научить некоторым
приемам корректуры и редактирования; показать «ловушки», которые нужно проходить
с оглядкой. Например, ни один учитель-русист не проскочит взглядом слова
участвовать или причастий с суффиксами -ЕНН, -НИ, он всегда остановится перед
союзами И, КАК: здесь может быть допущена ошибка. Эти же приемы необходимы для
выполнения теста — новой формы вступительных экзаменов. В самом деле, как
построен тест? Два основных типа заданий: «расставьте знаки препинания» (или
«вставьте пропущенные буквы») и «найди ошибку». Первый проверяет знание правил,
второй — ту самую зоркость, о которой мы упоминаем. Даже не занимаясь
статистикой, можно сказать, что несколько (но далеко не все!) орфографических и
пунктуационных правил дают львиную долю ошибок в сочинениях и тестах. Поэтому мы
не ставили перед собой цель изложить весь курс русского языка в правилах и
исключениях, а стремились, если можно так выразиться, расставить вешки: будь
осторожен в этом случае, здесь можно ошибиться! Мы постарались также помочь вам
запомнить некоторые сложные правила при помощи алгоритмов, схем и «шпаргалок»,
которые — надеемся — помогут просвещенному уму, но — увы! — ничем не помогут
тем, кто — только начинает изучать правописание ЖИ и ШИ. Как в вождении
автомобиля есть разные уровни (курсант, шофер-любитель, профессионал,
ас-гонщик), так и в освоении русского правописания есть разные ступени. Наша
книга — для тех любителей, которые хотят стать профессионалами. (А какой русский
не любит грамотного письма?!) Сохраняя аналогию с вождением автомобиля, мы
предлагаем вам сдать на права — пройти тестирование на грамотность. Первый тест
открывает книгу, второй — закрывает. Оба теста представляют собой варианты
экзаменационного: в них присутствуют те же три основных раздела — орфография,
пунктуация и культура речи, те же типы заданий. Правильные ответы на 20 из 40
вопросов приблизительно соответствуют оценке «удовлетворительно», 26-30 из 40 —
«хорошо».

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ТЕСТ № 1 

ЧАСТЬ 1. КАПКАНЫ ОРФОГРАФИИ 15

Гласные, проверяемые ударением (сложные случаи) 16

Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные
согласные 16

Корни с чередующимися гласными 19

Правописание приставок 20

Твердый и мягкий знак. Мягкий знак в грамматических
формах слов 22

Правописание суффиксов и окончаний существительных и
прилагательных 24

Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм
26

Гласные после шипящих и Ц 31

Слова с И — НИ — «лакмусовая бумажка» грамотности 33

И -НИ в кратких прилагательных и причастиях 38

НЕ — слитно или раздельно ? 42

НЕ или НИ ? 47

НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных
местоимениях и наречиях 51

Слитное, раздельное, дефисное написание слов 52

Правописание сложных слов 52

Правописание наречий 54

Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний
слов 57

Обобщающие задания по курсу орфографии 62

ЧАСТЬ 2, ГДЕ ВОЗМОЖНЫ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ И КАК С
НИМИ БОРОТЬСЯ ? 65

Простое или сложное? 65

Ловушки простого предложения 68

Тире между подлежащим и сказуемым 69

Однородные — это какие? 71

Обособление второстепенных членов 74

Обособление определений 75

Обособление приложений 79

Обособление обстоятельств 82

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями
83

Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами 85

Обособление уточняющих членов предложения 86

Что же вводят в предложение вводные слова ? 88

Многоликий союз КАК 91

Пунктуация в сложном предложении 94

ЧАСТЬ 3. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ 101

‘Заменил ярем барщиной,» или Лексические ошибки в
школьных сочинениях 102

«Коснемся о речи», или Грамматические ошибки 105

Ошибки в употреблении деепричастного оборота 108

«Раскольников поднялся на борьбу со старушкой», или
Стилистические ошибки 109

История и классическая литература сквозь призму
современности 110

Штампы, повторы, многословие 111

«Если бы человек происходил от обезьяны, то у него
был бы хвост и дикий голос «, или Логические ошибки 112

«О друг мой, Аркадий Николаич, не говори красиво»,
или Цветы красноречия 112

ПОСЛЕСЛОВИЕ 

ТЕСТ № 2 

ПРОВЕРЬТЕ СОЧИНЕНИЯ 125

ПРОВЕРЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ 128

ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ И ТЕСТАМ 131


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: