Литература в 8
классе. Урок за уроком. Турьянская Б.И. и др.


4-е изд. — М.: 2006. —
240 с.

Предлагаемое пособие должно помочь преподавателю
литературы построить собственную педагогическую систему,

Уроки разработаны по учебнику-хрестоматии из
федерального комплекта (автор-составитель Г.И. Беленький). Для некоторых уроков
авторы предлагают дополнительный материал для учителя, два варианта изучения
одной темы.

Формат:
pdf
/ zip 

Размер:
10,3 Мб

Скачать:
 rusfolder.com
 






Onlinedisk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Примерное планирование уроков литературы
в 8 классе 5
ВВЕДЕНИЕ
Урок 1. Образное отражение жизни в искусстве.
Художественный образ. Литература как искусство слова.
Литература и другие виды искусства 9
РУССКАЯ СТАРИНА
Урок 2. Устное народное творчество — золотое
наследие русской старины 11
Урок 3. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой
песни. Отражение в песне идеалов душевной красоты,
нравственности крестьян 15
Урок 4. Исторические народные песни 18
Урок 5. Житийный жанр в древнерусской литературе.
Сергий Радонежский — патриот и духовный деятель,
вдохновитель борьбы русского народа против
монголо-татарского ига. Историческая основа
«Жития Сергия Радонежского» 24
Урок 6. Работа с текстом — фрагментами очерка Б. Зайцева
«Преподобный Сергий Радонежский» 29
Урок 7. «Житие Аввакума, им самим написанное». Личность
протопопа Аввакума, стойкость убеждений,
величие духа. Сила и красота языка сочинений
протопопа Аввакума 31
ЛИТЕРАТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Урок 8. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая
основа повести 35
Урок 9. Формирование характера и взглядов Петруши
Гринева 40
Урок 10. Встреча с вожатым. Многозначительные
обстоятельства встречи 42
Урок 11. Обманчивая тишина в Белогорской крепости.
Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства,
нравственности поступка 45
Урок 12. Падение Белогорской крепости. Трагическая
непримиримость борющихся сторон 47
Урок 13. Встреча с вождем народного восстания в его штабе.
Зеркальные сцены в повести — два военных совета.
Результаты «оборонительных действий»
правительственных войск в Оренбурге 52
Урок 14. Изображение народной войны и ее вождя.
Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца
к участи девушки-сироты 53
Урок 15. Спасение Маши Мироновой. Последний день в
Белогорской крепости. Великодушие Пугачева.
Гринев и Швабрин 57
Урок 16. Образ Гринева. Становление личности под влиянием
«благих потрясений» 60
Урок 17. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила
героини. Смысл названия повести 61
Урок 18. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».
М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев» 65
Урок 19. Отношение автора и рассказчика к народной войне.
Человек и история. Частное и историческое в повести 68
Урок 20. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы
Кавказа» в жизни и творчестве поэта 71
Урок 21. Символический образ тюрьмы в лирике
М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений
«Пленный рыцарь», «Сосед» 78
Урок 22. Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа 82
Урок 23. Идейное содержание поэмы. Ее композиция 84
Урок 24. Обучающее сочинение по поэме
М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 87
Урок 25. Тема и идея художественного произведения.
Работа над статьей учебника 89
Урок 26. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть
отрывков из поэмы 90
Урок 27. Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа
комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре 94
Урок 28. Разоблачение нравственных и социальных пороков
чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках… 101
Урок 29—30. Мастерство Н.В. Гоголя-драматурга в создании
образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина 107
Урок 31. Страх перед ревизором как основа развития комедийного
действия. Чиновники на приеме у «ревизора» 116
Урок 32. Финал комедии, его идейно-композиционное
значение 119
Урок 33. Город N в комедии «Ревизор» и петербургские
миражи героев 126
Урок 34. Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор» 130
Урок 35. И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя.
Автобиографические мотивы в повести «Ася» 134
Урок 36. Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки.
Тайна Аси и ее брата 139
Урок 37. Драма рассказчика, обреченного на одиночество 140
Урок 38. Мотив превосходства «тургеневской» девушки
в силе характера и решительности 143
Урок 39. Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя 145
Урок 40. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть
идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции 146
Урок 41. Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора
о моральной ответственности человека за все
происходящее вокруг 147
Урок 42. В.Г. Короленко. Свет личности писателя.
История создания очерка «Парадокс» 152
Урок 43. Проблема смысла жизни и назначения человека
в рассказе «Парадокс» 152
Урок 44. Духовный перелом в жизни юных героев, его причины.
Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая
веру в светлые начала жизни 155
Урок 45. Внеклассное чтение. Путь восхождения к свету. 157
Урок 46. М. Горький. Личность писателя. Знакомство с
«Песней о Соколе» 160
Урок 47. Единство изобразительно-выразительных
и ритмико-интонационных средств языка
«Песни о Соколе». Развитие понятия о символе 162
Урок48. Рассказ «Ma-аленькая!..». Доброта, гуманность,
чувство благодарности человеку за его дела 166
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Урок 49. А. Грин. Судьба и личность писателя. Знакомство
с рассказами писателя. Условность в произведениях
А.Грина 168
Урок 50. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа»: сюжет,
композиция, герои. Нравоучительный смысл рассказа 174
Урок 51. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».
Замысел и история создания. Жанровое и идейно-
композиционное своеобразие произведения 178
Урок 52. «Теркин — кто же он такой?» Трагические,
героические и комические сцены в поэме 183
Урок 53. Продолжение темы урока 52 186
Урок 54. Автор и герой в поэме 192
Урок 55. Обобщающее повторение поэмы Твардовского
«Василий Теркин» 196
Урок 56. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки,
учителя, их односельчан 198
Урок 57. Непреходящая историческая память народа 203
Урок 58. Внеклассное чтение. Знакомство с рассказами
из повести «Последний поклон» 205
Урок 59. Лирика Н. Рубцова. Урок-путешествие в мир поэта 206
Урок 60—61. Восприятие, истолкование и оценка
стихотворений Н. Рубцова 211
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Урок 62. У. Шекспир. Писатель и его время.
Сонеты Шекспира 220
Урок 63. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Знакомство
с трагедией 222
Урок 64. Конфликт живого чувства и семейной вражды.
Сила чувств влюбленных, их преданность друг другу. 224
Урок 65. Развитие речи. Сочинение по трагедии «Ромео
и Джульетта» 226
Урок 66—67. Автор и его герой в сказке А. де Сент-Экзюпери
«Маленький Принц» 226
Урок 68. Итоговый урок. Любимые книги и их герои 230


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: