Методика обучения математике в начальных
классах. Курс лекций. Байрамукова П.У., Уртенова А.У.

Р. на Д.: 2009. —
299 с.

Значительное место в данном пособии занимают
вопросы, связанные с формированием творческого подхода к обучению математике,
умения оценивать различные системы изложения материала с точки зрения
педагогики, психологии, дидактики. Особое внимание в пособии уделяется привитию
и оттачиванию профессиональных навыков и приемов работы, умению вести
научно-исследовательскую деятельность. Учебное пособие адресовано студентам и
преподавателям факультетов подготовки учителей начальных классов педагогических
вузов.

Формат: pdf
   
 
  

Размер:
37,4 Мб

Смотреть, скачать: 



docs.google.com




rusfolder.com

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Лекция 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ 5
Методика преподавания математики, её задачи и связь с другими науками 5
Начальный курс математики как учебный предмет в 1-4 классах 7
Лекция 2. ПОСТРОЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 9
Лекция 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 13
Арифметические действия 13
Понятие натурального числа 14
Число нуль и цифра 0 15
Наглядное представление о дроби 15
Свойства арифметических действий 16
Система управлений для выработки вычислительных навыков 17
Элементы алгебры и геометрический материал 18
Понятие величины и идея измерения величин 18
Решение задач 19
Лекция 4-5. РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 20
Развивающее обучение 20
Мыслительные операции 20
Лекция 6-7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИИ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 34
Формирование понятия натурального числа и нуля 34
Методика изучения нумерации чисел по концентрам 38
Методика изучения арифметических действий 48
Лекция 8. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «ДЕСЯТОК» 48
Сложение и вычитание в пределах 10 48
Формирование понятий о числе нуль 54
Проверка действий сложения и вычитания 55
Лекция 9. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «СОТНЯ» 56
Сложение и вычитание в пределах 100 56
Умножение и деление в пределах 100 60
Лекция 10. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «ТЫСЯЧА» 74
Умножение и деление в пределах 100 76
Лекция 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ
«МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 78
Сложение и вычитание многозначных чисел 78
Умножение многозначных чисел 81
Лекция 12. ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА И ПРОЦЕСС ЕЕ РЕШЕНИЯ 98
Определение текстовой задачи 98
Ступени работы над задачей ~ 101
Методы и способы решения текстовых задач 103
Этапы решения задачи и приемы их выполнения 105
Моделирование в процессе решения текстовых задач 114
Лекция 13. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ 120
Определение простой и составной задач 120
Понятие «составная задача». Формирование умений решать составные задачи 120
Задачи связанные с пропорциональными величинами 123
Задачи на пропорциональное деление 125
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям 127
Задачи связанные с движением 129
Задачи на встречное движение двух тел 130
Задача на движение двух тел в противоположных направлениях 132
Основные выводы по текстовым задачам 133
Лекция 14. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 135
Математические выражения 135
Изучение правил порядка действий 139
Ознакомление с преобразованием выражений 143
Лекция 15. БУКВЕННАЯ СИМВОЛИКА, РАВЕНСТВА, НЕРАВЕНСТВА, УРАВНЕНИЯ 146
Методика ознакомления с буквенной символикой 146
Числовые равенства, неравенства 149
Методика ознакомления с неравенствами с переменной 152
Методика изучения уравнений 153
Лекция 16. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 155
Основные задачи изучения геометрического материала 155
Ознакомление с точкой, прямой и кривой линиями, отрезком прямой 156
Многоугольник, угол, круг 159
Ломаная линия, длина ломаной линии, периметр многоугольника 162
Лекция 17. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ВЕЛИЧИН 165
Методика ознакомления с длиной отрезка и с единицами измерения длины 165
Методика ознакомления с массой и с единицами измерения массы 168
Формирование временных представлений у младших школьников. Единицы измерения
времени 170
Лекция 18. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДРОБЕЙ 176
Методика ознакомления с долями 176
Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле 177
Методика ознакомления с дробями 179
Лекция 19. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ 181
Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным
учреждениям 181
Особенности комплекта учебников «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф.
Виноградовой) 187
Особенности комплекта учебников «Школа 2000…» — «Школа 2100» 188
Особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова 191
Особенности комплекта учебников по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 201
Распределение по годам обучения программного материала по математике в
альтернативных системах 201
Распределение программного материала по математике в системе Л.В. Занкова 201
Распределение программного материала по математике в системе В.В. Давыдова 205
Распределение программного материала по математике в системе «Гармония» 208
Распределение программного материала по математике в системе «Школа 2100» 210
Распределение программного материала по математике в системе «Начальная школа
XXI века» 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРОГРАММА «Методика обучения математике в начальных классах»
216
Пояснительная записка 217
Методика преподавания математики 224
Содержание программы 228
Практические занятия 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОГРАММА «Государственные аттестационные испытания» 239
Пояснительная записка 239
Вопросы к итоговой аттестации (госэкзамену) 240
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 243
Контрольная работа
Общая характеристика 243
Варианты контрольной работы 244
Задания к вариантам
контрольной работы 247
Литература 247
Образец выполнения контрольной работы 265
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 272
Курсовая работа
Общая характеристика 272
Последовательность выполнения
курсовой работы 274
Темы курсовых работ 275
Образец оформления плана курсовой работы 287
Оценка курсовой работы 287
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 289


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: