Пособие по русскому языку для
поступающих в вузы.   Розенталь Д.Э.


М.: Оникс 21век: Мир и Образование, 2004. — 416с.

Пособие содержит теоретические сведения
по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии,
пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно
поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней
школе.

Пособие предназначено для поступающих в вузы,
учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Формат:
djvu / zip

Размер:
8,3
Мб

Скачать:


 
 


ifolder.ru


Я перевел книгу из pdf
в текстовой формат и немного отформатировал
(выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось
более-менее читабельно. В книге 387 упражнений и она, как мне кажется, может
пригодиться как ученикам, так и учителям. Такие упражнения можно распечатывать и раздавать ученикам,
устраивая пятиминутные контрольные. Нацпроект «Образование», кажется,
продвигается успешно, значит в каждой школе есть компьютер, принтер, ксерокс и
достаточно бумаги. Можно работать. Правда весь текст я, конечно,
дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и
подкорректировать. Это все-таки гораздо легче и быстрее, чем набивать весь текст
самим.  

Формат: doc
/ zip

Размер:
5
50 Кб

Скачать / Download файл    

Скачать




Существует и другая
редакция этой же самой книги под названием «Сборник упражнений по русскому языку»
Розенталя Э.Д.  Какой Вам пользоваться — дело вкуса. На
первый взгляд — большой разницы нет. Там на 32 стр. больше за счет диктантов.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1)
орфография, 2) пунктуация, 3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор.
Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской
орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей
школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и
преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным
случаям. В области орфографии — это правописание сложных слов (в частности,
сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и
причастий, правописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв. В
области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков
препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах
и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных
предложениях.

Значительная часть упражнений имеет обобщающий
характер и построена по принципу сопоставления аналогичных и контрастных
явлений. Приводятся не только связные тексты, но и отдельные предложения и даже
разрозненные слова и словосочетания, правописание которых не связано с более
широким контекстом. Особый характер имеют повторительные упражнения в виде
диктантов: предполагается, что учащиеся напишут текст под Диктовку, а затем сами
сверят написанное с напечатанным. Это позволит закрепить правописные навыки и
навыки самопроверки. Каждый раздел завершается повторительными упражнениями.
Необходимые объяснения, частично воспроизводящие, частично расширяющие знакомые
учащимся сведения, даются в виде правил (более общего содержания), справок
(более частного значения) и специальных приложений. Для справок приводится
обширный перечень наречий, вводных слов, фразеологических выражений с союзом как
и т. д.

Материал для лексико-стилистических упражнений
(третий раздел пособия) отобран с учетом типичных ошибок в письменных работах
лиц, поступающих в вузы: многолетние наблюдения показывают, что нередко при
орфографическом и пунктуационном «благополучии» экзаменационных работ
существенным их недостатком является низкая стилистическая грамотность. К
разделу приложен довольно подробный справочный материал по грамматической
стилистике. В целях повышения культуры устной речи даются некоторые сведения и
упражнения орфоэпического характера. Последний раздел пособия ставит своей
задачей использовать грамматический разбор (морфологический, синтаксический,
пунктуационный) как средство экономного повторения теоретического материала, а
также закрепления навыков орфографии и пунктуации. Материал этого раздела может
быть использован для подготовки к устному экзамену по русскому языку в вуз.

 

Содержание

Предисловие 5

 ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные  9

§ 4. Гласные о—е после шипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы—и после ц в корне 20

§ 6. Буква э 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

Буквы ъ и ь 33

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков
33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ы и и «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
43

§ 17. Гласные о и е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые,
дробные 88

Правописание местоимений , 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание не и ни причастиях и в
отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных
выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

§ 42. Союзы 152

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и ни 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов
184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

 

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве
речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки,
многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов
пространственных, временных, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами  200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися
союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися
союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами
207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не
связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные
предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и
вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом
предложении 262

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с
союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном
предложении 304

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях,
взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации
318

 

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматико-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357

§ 85. Причастные обороты 358

§ 86. Деепричастные обороты 359

§ 87. Сложное предложение. 360

Приложение к разделу «Грамматико-стилистические
упражнения» 361

Повторительные упражнения по лексике и стилистике
382

Вопросы произношения 387

§ 88. Ударение в некоторых словах и формах 387

Грамматический разбор

Морфологический разбор 392

§ 89. Разбор по составу слова 392

§ 90. Разбор по частям речи 392

Синтаксический разбор 397

§ 91. Простое предложение 397

§ 92. Сложное предложение 406

Пунктуационный разбор 409

§ 93. Объяснение знаков препинания 409


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: