Русская литература.
11 класс. Мищенчук Н.И. и др.


4-е изд., перераб. — Минск: 2010 —  236 с.

Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных
учреждений с белорусским и русским языками обучения.

 

 

Формат: pdf
   
   
  

Размер:
 
5 Мб

Смотреть, скачать: 



docs.google.com
 



rusfolder.com

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (11)
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1890-е — начало 1920-х годов) 17
Символизм 20
Валерий Яковлевич Брюсов 21
Константин Дмитриевич Бальмонт 26
Александр Александрович Блок 31
Акмеизм 51
Николай Степанович Гумилев 53
Футуризм 58
Игорь Северянин 60
Велимир Хлебников 65
ЛИТЕРАТУРА 1920-х — СЕРЕДИНЫ 1950-х ГОДОВ (71)
ЛИТЕРАТУРА 1920—1930-х ГОДОВ 71
Владимир Владимирович Маяковский 81
Теория литературы 101
Сергей Александрович Есенин 103
Михаил Афанасьевич Булгаков 120
Теория литературы 145
Андрей Платонович Платонов 147
Теория литературы 157
Марина Ивановна Цветаева 158
Михаил Александрович Шолохов 171
ЛИТЕРАТУРА 1940-х — СЕРЕДИНЫ 1950-х ГОДОВ 197
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» 204
Теория литературы 208
Александр Трифонович Твардовский 209
Теория литературы 224
Анна Андреевна Ахматова 226
Борис Леонидович Пастернак 240
Теория литературы 255
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 1950-х — НАЧАЛА 1990-х ГОДОВ (257)
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 1950—1960-х ГОДОВ 257
Александр Исаевич Солженицын 262
ПРОЗА 1970-х — НАЧАЛА 1990-х ГОДОВ 277
Василий Иванович Белов 280
Виктор Петрович Астафьев 284
Чингиз Айтматов 288
Валентин Григорьевич Распутин 291
ПОЭЗИЯ 1970—1990-х ГОДОВ 293
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА (301)
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА БЕЛАРУСИ (314)
Краткий словарь литературоведческих терминов 323

ВВЕДЕНИЕ
Конец XIX — начало XX века — особый этап в истории общественного и
художественного развития мира, и России в частности: освободительные идеалы
народников потерпели поражение, возникали марксистские кружки, ощущалась острая
необходимость духовного обновления общества. Сторонники революционного пути
развития провозглашали устами М. Горького право веками эксплуатировавшихся масс
на возмездие, возвеличивали «грамотного рабочего» и «грамотного
мужика-демократа», видели в восстании против царизма спасение от всех бед.
Противники подобного подхода к дальнейшей судьбе России: Н. Бердяев, В. Розанов,
символисты — считали, что своим игнорированием интересов отдельного человека
сторонники революционного пути развития, социалистической идеи могут лишь
завести общество в тупик, разрушить прежнюю систему нравственных ценностей,
выработанных элитой общества, в том числе художественной интеллигенцией. Если
первые увлекались идеями революции в России, то другие проявляли острый интерес
к религии (сборник статей «Вехи», датированный 1909 годом).
Революция 1905—1907 годов показала несостоятельность эксплуататорского уклада
жизни, неспособность самодержавия и дальше править страной, с одной стороны, и
неготовность общества жить по-новому — с другой. Она всколыхнула общественное
сознание, доказала, что массы уже не будут жить по-старому. Логическим
продолжением ее стали февральские и октябрьские события 1917 года.
В обстановке размежевания политических сил возникло и размежевание интересов
творцов искусства, деятелей культуры. Одни продолжали традиции реалистического
искусства, верили в позитивные (положительные) идеалы, другие остро чувствовали
тупиковость ситуации и, разочарованные в прошлом и настоящем, устремлялись в
будущее, искали новое содержание и новую форму. Основными тенденциями
литературного процесса конца XIX — начала XX века стали следующие: переоценка
прежних культурно-эстетических ценностей под влиянием революционных и военных
событий; выработка новой концепции искусства на основе использования принципов
реализма и постепенного сочетания их с принципами модернизма1 — нового
направления в художественном творчестве; выработка взаимоотношений с
государственной властью, объявившей себя самой демократической.
 

 


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: