Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы
орфографии. Божко Н.М.

В.: 2011. — 207 с.  

В пособии представлен опыт работы педагога по
преодолению орфографических трудностей у учащихся 10-11 классов. Разработки
занятий содержат богатый информационный и практический материал:
исследовательские и творческие задания, схемы и таблицы, систематизирующие и
обобщающие знания, шуточные стихи, ребусы, кроссворды, исторический комментарий,
знакомящий с возникновением той или иной орфограммы, её обусловленностью,
тенденциями в развитии современного языка. Предназначено учителям русского языка
для организации профильного обучения, может быть полезно выпускникам при
подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Формат: pdf
   
     

Размер:
2,6 Мб

Смотреть, скачать: 



docs.google.com




rusfolder.com

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Занятия 1-2. Тема: «Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу
всех и каждого» (А. С. Пушкин) 5
Занятия 3-4. Тема: Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия
слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от
слогового принципа (практикум) 12
Занятия 5-6. Тема: Освоение заимствованных слов русской языковой системой
(защита реферата) 30
Занятия 7-8. Тема: «Больной вопрос русского письма». Употребление буквы ё
(лекция) 38
Занятия 9-10. Тема: Трудные случаи орфографии, связанные с особенностями русской
графики (практикум) 43
Занятия 11-12. Тема: Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным
обозначением фонем в составе значимых частей слова (семинар) 51
Занятия 13-14. Тема: Употребление букв е(е) и о после шипящих для обозначения
ударного [о] (практикум) 59
Занятия 15-16. Тема: Правописание н и нн (практический семинар) 71
Занятия 17-18. Тема: Употребление и правописание частиц не и ни (практический
семинар) 96
Занятия 19-20. Тема: Употребление и правописание частиц не и ни (практикум) 108
Занятия 21-22. Тема: Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением
прописных и строчных букв (практикум) 114
Занятия 23-24. Тема: Употребление прописных и строчных букв (контрольная работа)
132
Занятия 25-26. Тема: Разграничение приставки не- и частицы не (практический
семинар) 146
Занятия 27-28. Тема: Слитное и раздельное написание не с формами на -мый
(практический семинар) 167
Занятия 29-30. Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
(практикум) 182
Занятия 31-32. Тема: Трудные вопросы орфографии (презентация Школьного Свода
трудных орфограмм) 191
Занятия 33-34 (резервные) 192
Приложение 192
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» 192
Пояснительная записка 192
Учебно-тематический план 199
Литература 204

Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий
буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть трудные случаи. Эти
трудные случаи — разные в разных разделах орфографии, у них разная «природа» и
разная степень трудности. Особенно много трудностей в области слитных,
раздельных и дефисных написаний. Трудности, имеющиеся в русской орфографии,
объясняются рядом причин: существованием различных, иногда даже противоречащих
друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время
орфографических решений и некоторыми другими причинами. Есть в орфографии и
такие трудности, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических:
бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано
определённое орфографическое оформление. К числу последних относится, например,
разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не.
Каждое занятие из предложенных на страницах данного пособия содержит богатый
иллюстративный и практический материал (часто используются шуточные стихи,
ребусы, кроссворды и т. д. при изучении трудных орфограмм), а также исторический
комментарий с целью ознакомления с возникновением той или иной орфограммы, её
исторической обусловленностью, тенденциями в развитии современного языка. Без
этих знаний немыслимо сознательное и успешное освоение той или иной трудной
орфограммы, поэтому нет необходимости доказывать полезность для учащихся
некоторых исторических экскурсов и сравнений при изучении трудных вопросов
языка. Однако при отборе материала для исторического комментария главное
внимание уделяется его практической направленности. При подготовке к очередному
занятию учащимся необходимо продумать вопросы, связанные с той или иной темой,
найти ответы в специальной литературе.
Представленные материалы педагог может изменять по своему усмотрению,
использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать.


Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter

Читайте также: